1.
Диагностическое направление.
Диагностическое направление
работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование;
систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического,
интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов
и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Основной задачей можно считать
прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и
механизмов уже возникших учебных проблем.
Цель психолого-педагогического обследования состоит в
выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их
преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка,
анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных
ошибок), наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной
деятельности.
Диагностическое направление осуществляется на первичной диагностике и при
динамическом изучении.
Первичная диагностика, направленная на
определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и
механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в
специализированной помощи. По результатам исследования происходит:
распределение детей на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, определение
оптимальных условий индивидуального развития, выявление детей, нуждающихся в
индивидуальных занятиях. По окончании первичной диагностики оформляются карты психолого-педагогического обследования на учащегося.
Динамическое изучение учащихся
проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения
соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития
учащегося. В процессе динамического изучения также решается задача
дифференциации сходных состояний нарушения развития. Динамическое изучение
проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). При динамическом изучении происходит сопоставление
результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам,
поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение
сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки
восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.).
Этапная диагностика. Данный
вид диагностики необходим для констатации результативности и определения
эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной
деятельности детей, посещающих занятия учителя-дефектолога.
Текущая диагностика направлена
на обследование возможностей воспитанников запросу родителей (лиц их
заменяющих), педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по
мере необходимости.
2.
Коррекционное направление.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога
представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную
деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от
структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная
направленность коррекционной работы.
Основной формой организации дефектологической работы
являются групповые и индивидуальные занятия. Групповые
занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы.
Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения,
а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других
специалистов.
К основным направлениям коррекционно-развивающей
работы относятся:
— сенсорное и сенсомоторное
развитие; — формирование пространственно-временных отношений;
— умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
— нормализация ведущей деятельности возраста;
— формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
— готовность к восприятию учебного материала;
— формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное
направление работы с ним дефектолога (одно или несколько), которое служит
основой для построения коррекционной программы.
Особенностью проведения коррекционных занятий является
использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих
удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ОПФР,
предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально
индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является
перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому
необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным
материалом.
3.
Аналитическое направление.
Аналитическое направление предполагает проведения
анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его
эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.
Необходимость этого направления деятельности дефектолога
обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка,
который предполагает:
1) системный анализ личностного и
познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные
проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины
нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
2)создание комплексных
индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное
развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития
ребенка;
3)обеспечение специализированного
сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного
нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист,
который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых
нуждается ребенок;
4) профилактику перегрузок
учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом
суммарной нагрузки на ученика;
Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное
взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного
воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с
достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование
детей (сентябрь-октябрь, апрель-май).
4. Консультативно-просветительское
и профилактическое направление.
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и
родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и
включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу
по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации родителям
и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими
особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по
запросу родителей и учителей организовывается дополнительное обследование
учащихся, проводятся индивидуальные консультации и тематические родительские
собрания, выступления на методических объединениях педагогов.
Разрабатываемые специалистом рекомендации носят частный
и общий характер. Так, для работы с отдельными учащимися составляются
рекомендации, позволяющие педагогу учитывать их индивидуальные особенности во
фронтальной работе на уроках. В других случаях рекомендации носят общий
характер. Таким рекомендациям должно предшествовать выступление дефектолога на
собрании или методическом объединении, в котором он более подробно разъясняет
родителям или педагогам особенности какого-либо нарушения развития.
5. Организационно-методическое
направление.
Это направление деятельности учителя-дефектолога
включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений,
педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление
документации, организацию обследования отдельных учащихся на ПМПК.