Рекомендации для администрации учреждений образования
по организации и осуществлению
психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического
развития
■ Осуществлять помощь в проведении основных диагностических мероприятий;
■
Знакомиться с результатами диагностики;
■ Осуществлять мониторинг учебной деятельности, уровня воспитанности ребенка с
особенностями психофизического развития, отслеживать его участие в кружковой
деятельности, детском и молодежном движении;
■ Осуществлять консультивно - просветительскую работу среди педагогов, родителей
по вопросам психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями
психофизического развития;
■ Создавать оптимальные условия для обучения и воспитания детей с ОПФР в
соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями,
состоянием соматического и психического здоровья;
■ Решать каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;
■ Защищать права и интересы личности ребенка;
■ Оказывать поддержку и содействие в решении психолого-педагогических и
медико-социальных проблем;
■
Содействовать укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми
участниками психолого-педагогического сопровождения;
■
Принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с ОПФР;
■
Принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;
■
Соблюдать профессиональную этику.
Рекомендации учителю-дефектологу по
осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями
психофизического развития
■
Проводить диагностику с целью установления актуального уровня развития ребенка;
■ Проводить коррекционно-развивающую работу, направленную на повышение
познавательной активности и развитие основных психических процессов (памяти,
внимания, мышления и др.), на развитие коммуникативной деятельности;
■ Осуществлять индивидуально-ориентированную педагогическую помощь на основании
всестороннего психолого-педагогического изучения ребенка;
■
Принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с ОПФР;
■ Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, развивать веру в свои
силы и возможности;
■ Создавать на занятиях атмосферу эмоционального комфорта с целью сохранения
физического, психического и нравственного здоровья;
■ Принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с ОПФР
через использование средовых ресурсов;
■
Осуществлять консультирование законных представителей ребенка;
■ Осуществлять консультирование педагогов учреждения образования по вопросам
индивидуализации процесса обучения и воспитания ребенка с особенностями
психофизического развития;
■
Принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;
■ Соблюдать профессиональную этику.
Рекомендации классному руководителю по
осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями
психофизического развития
■ Обобщать информацию о педагогических
аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы с педагогами);
■ Систематически отслеживать
психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе
коррекционного обучения и воспитания;
■ Максимально использовать различные
формы внеклассной работы с целью интеграции учащихся с ОПФР в общество;
■ Организовывать и проводить
просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы,
консультации и т.д.), оказывать помощь в вопросах получения информации
относительно специфики организации образования их ребёнка, выработке у них
реалистического восприятия нарушения ребёнка;
■ Формировать у учащихся
класса адекватное отношение к учащимся с ОПФР, воспитывать чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;
■ Формировать у детей с особенностями
психофизического развития положительное отношение к своим сверстникам,
адекватное социальное поведение;
■ Оказывать помощь учителям в
формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по
отношению к детям с проблемами в развитии;
■ Учитывать индивидуальные
особенности каждого ребенка с ОПФР, развивать у него веру в свои силы и
возможности;
■ Создавать атмосферу
эмоционального комфорта на занятиях с целью
сохранения физического, психического и нравственного здоровья;
■ Принимать участие в создании
коррекционно-развивающей среды для детей с ОПФР через использование средовых
ресурсов;
■ Осуществлять
консультирование законных представителей ребенка;
■ Принимать участие в
составлении программы сопровождения ученика с ОПФР;
■Принимать участие в работе
психолого-педагогического консилиума;
■ Соблюдать профессиональную
этику.
Рекомендации
педагогу социальному по осуществлению психолого-педагогического сопровождения
ребенка с особенностями психофизического развития
1.
Начальный этап.
■
Изучение запроса администрации на работу со школьниками с ОПФР, формулирование
целей и задач;
■
Изучение запроса педагогов, работающих в интегрированном (специальном) классе;
■
Получение информации об учащихся;
■
Проработка полученной информации;
■
Подбор диагностического инструментария для выполнения запроса.
2.
Диагностический этап.
■
Наблюдение за детьми в школе с целью определения уровня адаптации, уровня
возникающих проблем;
■
Выделение группы детей, социальная адаптация которых затруднена;
■
Диагностика межличностных взаимоотношений в классе.
3.
Информационно-аналитический этап.
■ Составление программы
сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях
общеобразовательной школы;
■
Участие в работе психолого-педагогического консилиума.
4.
Коррекционные занятия (тренинги).
■
Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих мероприятий с
детьми.
5.
Консультативно-методическая работа.
■
Обсуждение проблем детей с ОПФР, обучающихся в интегрированных и специальных
классах;
■
Консультирование по вопросам поведения и межличностного взаимодействия
учащихся;
■
Консультирование родителей по совместному решению выявленных проблем у детей;
■
Работа с родителями в рамках модели сопровождения.
■
Соблюдать профессиональную этику.
Рекомендации
педагогу-психологу по осуществлению психолого-педагогического сопровождения
ребенка с особенностями психофизического развития
■
Получение информации об учащихся с особенностями психофизического развития;
■
Проведение диагностики личностных особенностей ребенка и сферы его мотивации;
■
Участие в составлении программы сопровождения ученика с ОПФР;
■
Участие в работе психолого-педагогического консилиума;
■
Проведение групповых и индивидуальных психо-коррекционных мероприятий с
учащимися;
■ Проведение групповых и индивидуальных
консультации с педагогами по вопросам поведения и межличностного взаимодействия
учащихся, по проблемам воспитания и обучения с целью оптимизации
учебно-образовательного процесса;
■
Проводить групповые и индивидуальные консультации с педагогами по результатам
диагностики;
■
Консультирование родителей по разрешению выявленных у ребенка проблем;
■
Участие в работе психолого-педагогического консилиума
■
Соблюдение профессиональной этики
Рекомендации воспитателю ГПД
по организации психолого-педагогического
сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития
Систематически отслеживать
психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психического развития в
процессе коррекционного обучения (знакомство с разными диагностиками).
Планировать формы учебно-воспитательной работы в
группе с учётом особенностей развития детей.
Организовывать и проводить просветительскую работу
среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации), оказывать помощь
в вопросах получения информации относительно специфики организации и задач
образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения
ребёнка.
Формировать у детей с особенностями психофизического
развития положительного отношения к своим сверстникам, адекватное социальное
поведение.
Оказывать помощь другим специалистам, работающим с
ребенком, в формировании положительных социальных установок и
преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии. Учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка, развивать веру в свои силы и
возможности. Принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды вокруг
ребенка. Принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума.
Создавать атмосферу эмоционального комфорта на
занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий